От чего зависит выбор бумаги для печати и как не ошибиться в этом вопросе? Когда целесообразно использовать материал подороже, а когда допустим более бюджетный вариант. Попробуем разобраться, но для начала выясним, какие разновидности печатной бумаги существуют.
Бумага для печати: из чего выбирать?
Существует три самых распространенных вида бумаги:
- мелованная;
- офсетная;
- газетная.
Самыми лучшими свойствами обладает мелованная. Ее основное отличие — гладкая поверхность, на которую нанесен 1 и более меловальный слой. На такой поверхности краски выглядят ярко и насыщенно, потому что меловальный слой пропускает связующее вещество краски, а пигмент — твердые микроскопические крупицы, отвечающие за цвет, — оставляет снаружи.
Офсетная бумага
Имеет пористую поверхность, что позволяет краске быстро впитываться. Белизна от 80 % и выше при относительно невысокой стоимости (в сравнении с мелованной бумагой), является частой причиной выбора именно такой бумаги для печати.
Самая популярная из бумаг — газетная. Этот материал, несмотря на его название, используют также для создания книг, брошюр и листовых материалов. Российские ЦБК производят огромное количество газетки как для нужд отечественной полиграфической отрасли, так и на экспорт. Причина такой популярности — невысокая цена.
Стоимость тонны составляет около 26 000 р., в сравнении с офсеткой, которую продают в среднем за 50 000 р., это недорого. Цена за тонну меловки стартует в районе 80 000 р.
Низкая цена обусловлена не очень хорошими характеристиками: она серовато-желтая, очень тонкая (плотность от 42 до 55 гр/м2), шершавая. Поэтому на ней бессмысленно печатать полноцветные иллюстрации, а черно-белые должны иметь очень высокое качество, чтобы получился приемлемый результат.
Помимо этого, газетка быстро желтеет на свету и поэтому не подходит для изготовления печатных продуктов, предназначенных для долгого использования.
Выбор бумаги для печати: основные критерии
Обозначим несколько критериев, от которых стоит отталкиваться при подборе материала. Если изучить будущий продукт со всех этих сторон и осуществить анализ полученной информации, то можно обеспечить высокую эффективность продукта.
Назначение издания. Если это реклама, то целесообразнее выбрать материал, который позволит создать привлекательный буклет или брошюру: яркий, качественный, в общем, такой, мимо которого не пройдет потенциальный потребитель. Если назначение печатного издания — информирование кого-либо, то вполне подойдет газетная бумага.
Читательский адрес. Удобно ли будет представителям целевой аудитории пользоваться вашим печатным продуктом? Захочет ли читатель взять в руки журнал, отпечатанный на тонкой офсетке, или для него важнее всего блеск и глянец? Тут необходим тщательный анализ.
Однозначно можно сказать только то, что издания, предназначенные для детей, допустимо выпускать только на бумаге, непосредственно предназначенной для печати книги: офсетной, типографской, и пр. — таково требование санитарно-гигиенических норм. Использование газетки допустимо только для воспроизведения одноразовых изданий (кроссворды, билеты, шпаргалки) для детей от 7 лет.Длительность использования. Как уже было упомянуто выше, газетная б. неприменима для изданий долгого срока службы, она желтеет и быстро истирается. Поэтому если необходимо выпустить, например, какое-либо руководство к эксплуатации, то целесообразно напечатать его на более качественной бумаге.
Общая дизайнерская концепция. Бульварные романы, научно-популярные брошюры и прочие издания, не предполагающие какого-то особенного оформительского замысла и не предназначенные для рекламы, можно печатать на газетке.
Характер информации. Иллюстрации и большое количество элементов инфографики лучше будут выглядеть на меловке или плотном (от 60 гр/м2) офсете. Выбор бумаги для рекламных изданий почти всегда очевиден: чаще всего используют меловку, на которой изображения товаров и рекламных персонажей выглядят наиболее выгодно и привлекательно.
Бюджет. О стоимости разных сортов мы говорили в начале статьи, и тут все логично. Но необходимо помнить, что в попытке сэкономить на материалах можно получить абсолютно неэффективный продукт.
Выбирая бумагу для печати необходимо расставить приоритеты среди вышеперечисленных критериев, а затем изучить продукт и проанализировать полученную информацию. Это поможет не ошибиться и выпустить в свет по-настоящему качественное и эффективное издание.